Вы сейчас просматриваете ЕНС и ЕНП. Сверка с ИФНС

Налоговая инспекция обязана по заявлению организации или ИП выдать акт сверки о принадлежности сумм, перечисленных и признаваемых в качестве ЕНП либо не на ЕНП (подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК). Рекомендованную форму заявления для получения акта сверки на бумаге и форма акта сверки ФНС привела в письме от 29.12.2022 № АБ-4-19/17879@. Заявление на сверку подайте в ИФНС, в которой организация или ИП состоят на учете (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК). Если обратиться не в свою ИФНС, заявление не примут.

Срок

Запросить акт сверки можно в любое время (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК). Максимальный период сверки неограничен (решение Верховного суда от 11.08.2022 № АКПИ22-468). 

Срок формирования акта сверки – не позднее пяти рабочих дней с даты регистрации заявления на бумаге и не позднее трех рабочих дней с даты регистрации заявления в электронном виде. Основание – письмо ФНС от 29.12.2022 № АБ-4-19/17879@.

Форма

Рекомендованная форма заявления для получения акта сверки на бумаге дана в письме ФНС от 29.12.2022 № АБ-4-19/17879@. Заявление на сверку можно передать в инспекцию лично или через доверенное лицо, направить по почте или отдать в МФЦ, у которого с инспекцией подписано соответствующее соглашение. При подаче заявления лично оформите его в двух экземплярах. На вашем экземпляре инспектор должен сделать отметку о принятии заявления. Также заявления можно направить в электронном виде по ТКС. Рекомендованный формат заявления в электронной форме приведен в письме ФНС от 09.01.2023 № АБ-4-19/7.

Как заполнить

В заявлении на сверку укажите:

  • наименование организации, ИНН и КПП или Ф. И. О. предпринимателя и его ИНН;
  • код ИФНС, куда подаете заявление о сверке;
  • признак заявителя: «1» – организация, «3» – ИП;
  • КБК платежей, по которым нужен акт сверки – выберете «1», если нужен акт по всем КБК либо «2», если нужен акт по перечню КБК, в этом случае приведите их перечень на отдельном листе или листах заявления;
  • период сверки;
  • способ получения акта сверки: «1» – лично в ИФНС, «2» – через МФЦ, «3» – по почте;
  • контактный телефон;
  • Ф. И. О. заявителя или его представителя.

Укажите 1, если хотите свериться по всем КБК. Если поставить цифру 2, укажите перечень КБК на листе 2 заявления

Отразите период, за который запрашиваете акт. По общему правилу сверку можно заказать за трехлетний период

Запрос на сверку

Запрос на сверку вместо заявления отправляют в рамках услуги по информированию налогоплательщиков в электронной форме (п. 96–112 Административного регламента, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343). Форма запроса утверждена приказом ФНС от 29.12.2022 № ЕД-7-19/1295@. В НК нет ограничений на периодичность и количество таких запросов.

В запросе указывают сведения по одному налогоплательщику за один отчетный год, за один период (п. 1.7 Методических указаний, утв. приказом ФНС от 29.12.2022 № ЕД-7-19/1295@). В запросе нужно привести:

  • наименование организации, ее ИНН и КПП или Ф. И. О. предпринимателя и его ИНН;
  • код ИФНС, куда подаете запрос;
  • код запроса «4», чтобы получить акт сверки принадлежности сумм, перечисленных или признаваемых в качестве ЕНП, либо сумм, перечисленных не в качестве ЕНП;
  • формат ответа: код «1» – RTF, код «2» – XML, код «4» – PDF;
  • период, за который необходима сверка: либо отчетный год, либо один из периодов отчетного года;
  • признак КБК: код «1» – по всем КБК, код «2» – по перечню КБК;
  • Ф. И. О. руководителя, ИП или сотрудника, ответственного за сверку.

В ответ на запрос инспекторы пришлют акт сверки для информирования. Срок в НК не установлен, ФНС поручила инспекциям направить электронный акт сверки в течение трех рабочих дней (письмо от 29.12.2022 № АБ-4-19/17879@). Такой акт не нужно возвращать в ИФНС, в нем нельзя указать расхождения. Ответ на запрос формируют в автоматическом режиме на основании данных информационных ресурсов ФНС в установленных форматах.

Акт считают принятым, когда в ИФНС поступит извещение о получении электронного документа (подп. 4 п. 3 Порядка, утв. приказом ФНС от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448). Если есть расхождения с данными ИФНС, нужно снова подать заявление о проведении сверки, но уже на бумаге (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК).

Отказ в сверке

В НК нет оснований для отказа в сверке, поэтому ИФНС обязана провести сверку по заявлению налогоплательщика (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК). Инспекторы при сверке руководствуются только нормами НК. Такой порядок действует, пока ФНС не утвердит правила сверки приказом и не закрепит специальные в них специальные нормы (письмо ФНС от 29.09.2022 № АБ-4-19/12938@).

Ранее основания для отказа в сверке были предусмотрены временным порядком, направленным письмом ФНС от 09.03.2021 № АБ-4-19/2990. Например, в сверке могли отказать, если заявление на сверку было оформлено с ошибками. Но решением от 11.08.2022 № АКПИ22-468 Верховный суд признал временный порядок недействующим.

Если ИФНС отказывает в проведении сверки, бездействие должностных лиц ИФНС можно обжаловать в вышестоящей инспекции (п. 1 ст. 138 НК). Жалобу подают через налоговую инспекцию, бездействие которой обжалуют (п. 1 ст. 139 НК).

Акт сверки

По результатам сверки налоговые инспекторы оформляют акт сверки и обязаны вручить его представителю налогоплательщика, направить по почте заказным письмом или через МФЦ (подп. 11 п. 1 ст. 32, п. 6 ст. 6.1 НК). Бумажные акты можно получить не только в инспекции, по почте, но и в МФЦ. Чтобы получать акт через МФЦ, нужно указать соответствующий способ получения в заявлении.

Акт сверки вы получите тем способом, который указали в заявлении на сверку. Но инспекторы могут отправить акт по почте, даже если в заявлении было указано личное получение. Первый случай – когда не предоставили документ, удостоверяющий личность или доверенность, а за актом обратились непосредственно в ИФНС. Второй случай – за актом не обратились.

Форму акта сверки ФНС привела в письме от 29.12.2022 № АБ-4-19/17879@. Акт сверки состоит из титульного листа и двух разделов. Раздел I предназначен для сумм, перечисленных и признаваемых в качестве ЕНП, раздел II – для сумм, которые перечислены не в качестве ЕНП.

Когда в ИФНС поступает заявление на сверку, инспектор заполняет и подписывает акт сверки по данным налоговой инспекции. Если ваши данные совпали с данными ИФНС, подпишите акт сверки и укажите дату подписи. Один экземпляр акта сверки оставьте себе, а другой верните в налоговую инспекцию.

Акт с разногласиями.

Если провели сверку расчетов с налоговой инспекцией и по ее итогам есть разногласия, то в акте сверки укажите свои данные. При несогласии с данными ИФНС в акте в графе 3 разделов I и II по строке, с суммой, по которой не согласны, укажите сумму по своим данным. Поставьте подпись и укажите дату.

Один экземпляр акта сверки оставьте себе, а второй передайте в налоговую инспекцию. Налоговые инспекторы обязаны рассмотреть разногласия по акту в течение 30 календарных дней после регистрации вашего обращения (п. 54 Регламента, утв. приказом от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343). При необходимости срок могут продлить еще на 30 дней с объяснением причин.

При сверке у вас могут запросить платежки и другие документы. Это нужно, чтобы инспекторы могли выяснить причины ошибки. Если ошибку допустила ИФНС, то инспекторы исправят расхождения и снова направят вам акт сверки. Если ошибка возникла по вине налогоплательщика, то ИФНС направит уведомление об этом, чтобы вы могли исправить ошибку.

Пример

Можно ли не подписывать акт сверки, если не согласны с данными налоговой инспекции?

Да, можно.

Если налогоплательщик не согласен с данными налоговой инспекции, он может не подписывать акт сверки. Обязанность налогоплательщика подписывать этот документ в НК не закреплена, и никакой ответственности за это не предусмотрено. Если налогоплательщик принял такое решение, это не должно привести в дальнейшем к ущемлению его прав. Такой вывод содержится в постановлении Президиума ВАС от 06.09.2005 № 4083/05.

Причины разногласий.

Разногласия при сверке с налоговой инспекцией возможны по двум причинам. Первая причина – налогоплательщик не понимает, как ИФНС формирует сальдо. Вторая причина – есть расхождения в данных о начисленных и уплаченных суммах. Порядок действий зависит от причины разногласий. В налоговой инспекции есть внутренние рекомендации по алгоритму сверки данных по сальдо ЕНС.

При обращении с разногласиями при проверке общего сальдо ЕНС налогоплательщику в первую очередь должны разъяснить порядок его формирования на основании Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ. На практике частая причина разногласий – по данным налогоплательщика до 2023 года переплата больше, чем по состоянию на 2023 год. Причина расхождений может быть связана с тем, что часть переплаты старше трех лет, а ее в сальдо не учитывают либо с зачетом переплаты в счет задолженности по другим налогам и взносам. После сдачи уточненной декларации или расчета сальдо ЕНС обычно исправляют не сразу, а только после окончания камеральной проверки.

Когда разногласия не связаны с алгоритмом формирования сальдо, инспекторы проверят сальдо ЕНС на наличие следующих типичных ошибок:

  • не в полном объеме учтены платежи;
  • неверно обработаны уведомления и декларации, поэтому неправильно зарезервированы суммы;
  • ошибки в расчете пеней (при несогласии с их суммой);
  • множественные зачеты между ЕНП и КБК конкретного налога;
  • не учтены начисления по декларациям, включая уточненные, за периоды до 2023 года;
  • множественные начисления по платежным поручениям (не только по платежным поручениям вместо уведомления со статусом «02»).

Отрицательное сальдо.

Отрицательное сальдо ЕНС, или задолженность, может возникнуть, если суммы ЕНП недостаточно для погашения всех обязательств. Если возникла задолженность, проверьте:

  • правильность заполнения платежных поручений, деклараций и расчетов, а также уведомлений об исчисленных суммах;
  • полноту и своевременность оплаты;
  • расчеты с бюджетом и проведите сверку принадлежности сумм денежных средств с налоговой инспекцией.

Детализацию расчетов с бюджетом можно уточнить в личном кабинете налогоплательщика. По общим вопросам о ЕНС вы можете обратиться по бесплатному телефону контакт-центра ФНС – 8 (800) 222-22-22. Дополнительную информацию можно найти на сайте ФНС в разделе «Все о ЕНС».

По вопросам о сальдо ЕНС, для отмены мер взыскания или получения справки о расчетах по временно непроведенным платежам можно обращаться в ФНС через сервис «Оперативная помощь: разблокировка счета и вопросы по ЕНС».

Если отрицательное сальдо возникло по вине налогоплательщика, исправьте ошибку. Например, уточните платежи или погасите возникшую задолженность.

Положительное сальдо.

При наличии положительного сальдо ЕНС его сумму можно зачесть в счет предстоящих платежей или вернуть себе на расчетный счет. Например,  можно зарезервировать свои платежи на конкретном КБК, чтобы учесть их в определенном периоде. Кодекс дает такую возможность при условии, что у налогоплательщика положительное сальдо.

Для зачета или возврата денежных средств, которые формируют положительное сальдо ЕНС, используйте заявления из приказа ФНС от 30.11.2022 № ЕД-7-8/1133@. При подаче заявления о распоряжении путем зачета в счет исполнения предстоящей обязанности принадлежность ЕНП может быть определена до установленного срока уплаты (письмо Минфина от 20.01.2023 № 03-11-09/4254).

Добавить комментарий